Улучшаем финансовое положение компании

Сообщений: 1544
Зарегистрирован: 16 май 2009, 00:00

Улучшаем финансовое положение компании

Сообщение Вячеслав ВАРЕНЯ » 19 окт 2009, 09:29

В сложившейся ситуации в экономике каждое предприятие планирует провести ряд мероприятий, которые могут улучшить его финансовое положение, например увеличить объем продаж и т. п. Мы уже частично рассказали о пользе маржинального анализа (см. «ДК» №46/2008). В этой статье речь пойдет о том, как рассчитывать коэффициент маржинального дохода и фактор операционного рычага, а также об эффекте финансового рычага. Многие специалисты считают коэффициент маржинального дохода и операционный рычаг одними из самых важных индикаторов реагирования на изменение объема продаж. В основе этих показателей лежит разделение затрат предприятия на постоянные и переменные. Напомним, что переменные затраты изменяются пропорционально объемам реализации (выпуска) продукции. Постоянные — не зависят от объемов реализации (производства). Часто на практике встречаются затраты, содержащие и постоянную, и переменную составляющую. Например, аренда складских помещений — до какого-то момента она будет постоянной, а после увеличения объемов реализации и, соответственно, запасов на складе, придется арендовать дополнительные помещения и т. д. Такие затраты называются смешанными (полупостоянными или полупеременными). И для анализа их нужно разбить на переменные и постоянные составляющие. К маржинального дохода = Маржинальный доход на единицу : Цена за единицу В свою очередь: Маржинальный доход = Цена реализации единицы продукции - Переменные затраты на единицу продукции Рассчитаем данный показатель, используя данные таблицы 1. Таблица 1 Условные данные для расчета коэффициента маржинального дохода Показатель Всего, грн На един.,* грн Выручка (В) 500000 500 Переменные затраты (ПЗ) 300000 300 Маржинальный доход (МД = В - ПЗ) 200000 200 Постоянные затраты (ПсЗ) 170000 - Операционная прибыль (МД - ПсЗ) 30000 - * Условно объем реализации составляет 1000 единиц. К маржинального дохода = 200 : 500 = 0,4. Итак, для нашего примера выручка от реализации составляет 500000 грн, а коэффициент маржинального дохода — 0,4. Теперь можем рассчитать, как увеличение объема продаж на 10% повлияет на увеличение прибыли: 500000 грн х 0,1 х 0,4 = 20000 грн. Это означает, что увеличение объема продаж на 10% позволит увеличить прибыль на 20000 грн. Таким образом, предприятие может рассчитать влияние изменения объема выручки на операционную прибыль. Теперь несколько слов об операционном рычаге. «Операционный рычаг — это соотношение постоянных и переменных затрат, которое обеспечивает больший процент роста прибыли, нежели соответствующий процент роста объема продаж. Количественным показателем операционного рычага является фактор операционного рычага»1. 1 Ивакина И. Управленческий учет: кратко и доступно. — Х.: Фактор, 2007. — С. 57. Иными словами, секрет в том, что выручка от реализованной продукции и сумма переменных затрат возрастают пропорционально, а величина постоянных затрат остается неизменной. Фактор операционного рычага = Маржинальный доход : Прибыль Используя данные вышеприведенного примера, рассчитаем показатель фактора операционного рычага для условного предприятия: Фор = 200000 : 30000 = 6,7. Фактор операционного рычага определяет процент изменения прибыли при определенном изменении объема продаж. Как было указано выше, предприятие планировало увеличить объем продаж на 10 процентов. Следовательно, при таком увеличении объема продаж процент роста прибыли составит 67% (6,7 х 10% = 67%). Проиллюстрируем влияние операционного рычага на изменение прибыли при том же десятипроцентном увеличении объема продаж, но при разной структуре затрат. А для наглядности несколько изменим значение ранее рассматриваемых показателей (см. таблицу 2). Таблица 2 Влияние операционного рычага на изменение прибыли при разной структуре затрат Показатель ООО «А» ООО «Б» Выручка (В) 500000 100% 500000 100% Переменные затраты (ПЗ) 100000 20% 400000 80% Маржинальный доход (МД = В - ПЗ) 400000 80% 100000 20% Постоянные затраты (ПсЗ) 340000 - 60000 - Операционная прибыль (ОП = МД - ПсЗ) 60000 - 40000 - Увеличение операционной прибыли (Фор = МД : ОП) х 10 - 67% - 25% Маржинальный доход на единицу (МДе) 400 - 100 - Цена за единицу (Це) 500 - 500 - К маржинального дохода* (К = МДе : Це) - 0,8 - 0,2 * Условно объем реализации составляет 1000 единиц. Естественно, читатель задаст вопрос: какую структуру затрат выбрать? Ведь можно выбрать структуру затрат с преобладанием переменных затрат (малый рычаг и невысокое значение относительного маржинального дохода) или с преобладанием постоянных расходов (большой рычаг и высокое значение относительного маржинального дохода). Таким образом, если объем продаж имеет тенденцию к увеличению, то в сравнении с ООО «Б» у ООО «А» лучшая структура затрат, поскольку более высокий коэффициент маржинального дохода (0,8 ) обеспечивает ему более высокий процент увеличения прибыли. И наоборот, если имеет место тенденция сокращения объема продаж, что сейчас наблюдается в строительстве, металлургии и т. п., то ООО «А» будет быстрее терять маржинальный доход, чем ООО «Б», и должно будет решать проблему покрытия постоянных затрат. Владимир Савчук, рассматривая такую же ситуацию, отметил: «Нетрудно убедиться, что с уменьшением выручки на те же 10 процентов предприятие X потеряет 25% прибыли, а объем потерь предприятия Y составит 67%. Общий вывод таков: предприятие с большей величиной операционного рычага больше рискует в случае ухудшения рыночной конъюнктуры, и в то же время оно имеет преимущества в случае улучшения конъюнктуры; предприятие должно ориентироваться в рыночной ситуации и регулировать структуру издержек соответствующим образом»1. Теперь несколько слов об эффекте финансового рычага. «Финансовый рычаг используется для увеличения доходов собственников. Одно из его определений рассматривает эффект финансового рычага как приращение к доходности собственных средств, получаемое благодаря использованию кредита, несмотря на платность последнего»2. 1 Владимир Савчук, журнал «Финансовый директор» (№10/2005). Цитируется по электронной версии: http://www.management.com.ua/finance/fin111.html. 2 Российский институт директоров. Совет директоров в системе корпоративного управления компании. — М: Империум Пресс, 2005. — С. 263. Другими словами, привлекая заемный капитал, менеджмент предприятия повышает эффективность использования собственных средств предприятия. Это является следствием: а) эффекта экономии на налоге на прибыль при использовании заемного капитала (отнесение на валовые расходы платежей по процентам). Данный эффект еще называется налоговым рычагом, или щитом. Чем больше предприятие заплатит за пользование заемными деньгами, тем больше у него расходов, но тем меньше налог на прибыль, который платится государству; б) более низкой цены (процентной ставки) заемных средств по сравнению с тем, что зарабатывает предприятие. По-простому: берем деньги за 20%, вкладываем в дело, которое приносит 50%. Если первый фактор нам понятен и присутствует всегда, то второй зависит от умения менеджмента предприятия удешевить заемные финансовые ресурсы. Описанный выше эффект носит название «эффекта финансового рычага». Пример ООО «А» и ООО «Б» имеют одинаковые совокупные активы (1000000 грн), одинаковую сумму прибыли до выплаты процентов (60000 грн). Но при этом половина пассивов (500000 грн) ООО «Б» сформирована на 50% за счет заемных средств (см. таблицу 3). Таблица 3 Сравнительные данные финансовых показателей ООО «А» и ООО «Б» (к примеру) Показатель ООО «А» ООО «Б» Совокупные активы 1000000 1000000 Собственный капитал 1000000 500000 Прибыль до выплаты налогов и процентов 60000 60000 Расходы на выплату процентов 0 13000 Прибыль до выплаты налогов 60000 47000 Налог на прибыль 15000 11750 Чистая прибыль 45000 35250 Доходность собственного капитала 4,5 7,05 Таким образом, при одинаковой доходности совокупных активов доходность ООО «Б» на 2,55 пункта выше, чем у ООО «А» за счет заемных средств. Эффект финансового рычага будет положительным только в том случае, если рентабельность активов выше ставки кредита. Рентабельность активов (ROA)* = Чистая прибыль
Активы * Рентабельность активов является основным показателем, характеризующим эффективность управления активами. Это значит, что, вливая в операционную деятельность дополнительные заемные средства, предприятие сможет заработать больше прибыли, поскольку рентабельность его деятельности (рентабельность активов) выше, чем стоимость займов. При таком условии рентабельность собственного капитала будет выше рентабельности активов. Рентабельность собственного капитала (ROE)* = Чистая прибыль
Собственный капитал * Рентабельность собственного капитала показывает, сколько гривень чистой прибыли заработала каждая гривня, вложенная собственниками предприятия. Таким образом, если предприятие зарабатывает от операционной деятельности меньше, чем платит за заемные средства, — то эффект финансового рычага будет отрицательным. Вячеслав ВАРЕНЯ, аудитор; Ольга САМСОНЕНКО, управляющий директор еженедельника «Дебет-Кредит»



Статья размещена с любезного согласия соавтора Ольги САМСОНЕНКО
Статья опубликована в Дебет-Кредит № 42 (19.10.2009)


Скачать

Вернуться в Статьи и публикации автора

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1