Сообщение аспектов аудита лицам, наделенным руководящими полномочиями

Сообщений: 1544
Зарегистрирован: 16 май 2009, 00:00

Сообщение аспектов аудита лицам, наделенным руководящими полномочиями

Сообщение Вячеслав ВАРЕНЯ » 05 мар 2010, 10:13

В соответствии с МСА 260.2 аудитор должен сообщать аспекты аудита, имеющие значение для управления и возникающие в ходе аудита финансовой отчетности, лицам, наделенным руководящими полномочиями. Для этого аудитор должен установить круг таких лиц. Как правило, подобная информация носит конфиденциальный характер.

Если структура управления субъекта четко не определена или лица, наделенные руководящими полномочиями, не могут быть четко определены в соответствии с условиями соглашения или в соответствии с законодательством, то аудитор договаривается с субъектом в отношении того, кому должны сообщаться аспекты аудита, имеющие значение для управления.

Под «аспектами аудита, имеющими значение для управления» подразумеваются вопросы, возникающие в ходе аудита финансовой отчетности и которые, по мнению аудитора, являются одновременно важными и касающимися лиц, наделенных руководящими полномочиями при осуществлении надзора за процессом подготовки финансовой отчетности и раскрытий. Аспекты аудита, имеющие значение для управления, включают только те вопросы, которые привлекли внимание аудитора в результате проведения аудита.

Как правило, эти аспекты включают:
• Общий подход к аудиту и его масштабу, в том числе любые ожидаемые ограничения в отношении аудита или любые дополнительные требования.
• Выбор или изменения значимых принципов и методов учетной политики, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на финансовую отчетность субъекта.
• Возможное влияние на финансовую отчетность каких-либо значимых рисков и внешних воздействий, таких как текущее судопроизводство, которые должны быть раскрыты в финансовой отчетности.
• Аудиторские корректировки как отраженные, так и не отраженные субъектом, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на финансовую отчетность субъекта.
• Существенные неопределенности, касающиеся событий или условий, которые могут в значительной мере поставить под сомнение способность субъекта непрерывно продолжать свою деятельность.
• Разногласия с руководством по таким аспектам, которые по отдельности или в совокупности могут являться значимыми для финансовой отчетности субъекта или аудиторского отчета (заключения). Сообщаемая в этой связи информация включает указания о том, был ли данный аспект разрешен или нет, и насколько значимый характер он носит.
• Ожидаемые модификации аудиторского отчета (заключения).
• Другие вопросы, требующие внимания лиц, наделенных руководящими полномочиями, такие как существенные недочеты в области внутреннего контроля, вопросы, касающиеся порядочности руководства, а также случаи мошенничества с участием руководства.

МСА не устанавливает конкретный срок предоставления информации об аспектах аудита, имеющих значение для управления.

Так, в МСА260.13 сказано, что «аудитор должен сообщать информацию по аспектам аудита, имеющим значение для управления, своевременно. Это дает возможность лицам, наделенным руководящими полномочиями, принимать надлежащие меры».

Понятие «своевременно» весьма субъективно и, по этому, во избежание возможных недоразумений аудитор должен согласовать с лицами, наделенными руководящими полномочиями, основные принципы и сроки предоставления таких сообщений.

МСА260.15 предоставляет аудитору право выбора формы предоставления такой информации, то есть аудитор может сообщать информацию лицам, наделенным руководящими полномочиями, в устной или письменной форме.

В тоже время МСА260.16 требует от аудитора, в случае предоставления указанной выше информации в устной форме, документально отразить в рабочих документах сообщенные аспекты и любые отклики на эти аспекты. Такие документы могут иметь форму копий протоколов обсуждений.

Учитывая требование МСА 260.16 видимо целесообразно предоставлять такую информацию лицам, наделенным руководящими полномочиями, изначально в письменной форме.

Приведем пример такого документа.

Конфиденциально.
Комитету по аудиту «ХХХ»
«__» Марта 2010г.


Дамы и господа!

Настоящий отчет составляется с целью выделить и представить аспекты аудита, имеющие значение для управления «ХХХ», ставшие нам известными в ходе аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности «ХХХ» по состоянию на 31 декабря 2009г. Эти аспекты, по нашему мнению, являются одновременно важными для руководства и представителей собственника аудируемого предприятия.

Настоящий отчет был составлен для представления на заседании Комитета по аудиту «ХХХ», которое состоялось «__»___2010г. При составлении отчета мы исходили того, что полученная информация будет представлена только членам Комитета по аудиту «ХХХ». Мы не гарантируем, что процедуры, описанные в этом отчете, являются достаточными для выявления и исправления всех возможных недостатков.

Для проведения аудита мы применили комбинированный метод (проверка на существенность и контроль). Мы считаем, что этот метод был выбран нами правильно. Он позволяет гибко и быстро реагировать и смещать акценты в зависимости от изменяющихся рисков. В ходе аудита проводилась тестовая проверка, сбор доказательств, подтверждающих суммы и раскрытие информации по финансовой отчетности, оценка принципов бухгалтерского учета и основных расчетов и планов, произведенных руководством компании, а также представления общей финансовой отчетности.

В случае необходимости мы готовы к конструктивному совместному обсуждению любых положения данного документа.

В соответствии с МСА 260 «Сообщение аспектов аудита лицам, наделенным руководящими полномочиями», но не исключительно, мы обязаны сообщать вам в письменной форме о взаимоотношениях между нашей фирмой и связанными субъектами, которые, исходя из наших профессиональных умозаключений, могут подорвать принцип независимости проведения аудита, объективности партнера по заданию и команды аудиторов Аудиторской фирмы «YYY».
Настоящим подтверждаем, что Аудиторская фирма «YYY» юридически и фактически является независимой. Нами применяются необходимые меры, обеспечивающие соблюдение принципов независимости.

Мы считаем, что аудит был проведен на принципах независимости с точки зрения законодательных и профессиональных требований, при этом был соблюден принцип объективности партнера по аудиту и его команды.

Одной из поставленных перед нами целей было использование знаний, полученных в ходе аудита, для составления полезных рекомендаций, направленных на усовершенствование результатов деятельности и избежание недостатков, способных привести к искажению финансовой отчетности или убыткам «ХХХ». Однако, обращаем ваше внимание, что при планировании и проведении аудита финансовой отчетности «ХХХ» мы учитывали состояние системы внутреннего контроля для определения своих аудиторских процедур с целью составления аудиторского заключения о финансовой отчетности «ХХХ». В аудит не входит проверка и подтверждение эффективности системы внутреннего контроля «ХХХ».

В ходе работы мы выявляли те области, связанные с работой внутреннего контроля и другими операционными подразделениями, которые, по нашему мнению, должны быть представлены вниманию Комитета по аудиту «ХХХ». Для вашего рассмотрения мы представим свои замечания и рекомендации, которые будут способствовать усовершенствованию системы внутреннего контроля и повышению операционной эффективности «ХХХ».

В соответствии с требованиями МСА 260 «Сообщение аспектов аудита лицам, наделенным руководящими полномочиями», мы должны представлять любые неисправленные аудиторские расхождения за исключением тех, которые Комитетом по аудиту «ХХХ» будут считаться малозначащими (не существенными). В качестве «уровня существенности» для этого мы обозначили сумму в размере «___» тысяч ______.

В соответствии с настоящими требованиями мы сообщаем:

1. СВЕРКА РАСЧЕТОВ С КОНТРАГЕНТАМИ

Наблюдение – «ХХХ» не проводит надлежащую работу в отношении сверки по расчетам со своими клиентами и поставщиками. Запросив акты сверки, подтверждающие состояние расчетов с некоторыми юридическими лицами на определенную дату в 2009 году, мы обнаружили, что существует всего несколько актов сверки за упомянутый финансовый год.

В ходе обсуждения с заместителем главного бухгалтера было установлено, что работники бухгалтерии «ХХХ» вносят информацию о дебиторской / кредиторской задолженности по данным своего учета на установленную дату (не обязательно на конец финансового года) в стандартные формы актов сверки и отправляют их для дальнейшего подтверждения соответствующим контрагентам. Далеко не все акты сверки подтверждаются и отсылаются обратно «ХХХ». В то же время, работники бухгалтерии не предпринимают каких-либо дальнейших попыток востребовать подтвержденные или оспариваемые контрагентами акты сверок.

Потенциальный риск – в недалеком прошлом, «ХХХ» участвовало в серьезных судебных разбирательствах со своими клиентами и поставщиками в отношении сумм дебиторской / кредиторской задолженности «ХХХ». В силу того, что акт сверки является важным доказательным документом, подтверждающим отсутствие споров по расчетам на соответствующие дату, его отсутствие может привести к увеличению риска неправильного отражения дебиторской или кредиторской задолженности.

Рекомендация – мы рекомендуем проводить сверку на ежегодной основе по состоянию на конец финансового года (для постоянных контрагентов рекомендуем осуществлять сверку на квартальной основе).
Комментарий руководства –
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________

2. УЧЕТ НЕЛИКВИДНЫХ И МАЛОЛИКВИДНЫХ ЗАПАСОВ

Наблюдение – В процессе проведения аудита мы обнаружили, что «ХХХ» не создает резерв под устаревшие, неликвидные и малоликвидные запасы. По нашему мнению, это может вести к завышению стоимости запасов в финансовой отчетности, так как в соответствии с___________________, запасы должны отражаться в финансовой отчетности по наименьшей из двух стоимостей: себестоимости или чистой стоимости реализации.

Кроме того, мы обратили внимание во время проведения аудита «ХХХ», что значительное число товарно-материальных запасов внесено в реестр без дат приобретения. Большинство из них были приобретены более трех лет назад.

Существующая политика, по нашему мнению, не позволяет выявить реальные неликвидные и малоликвидные запасы, учитывая общую значительную стоимость запасов «ХХХ» и их разнообразие.

Потенциальный риск – Недостаточное внимание к определению стоимости неликвидных запасов может привести к завышению стоимости запасов в финансовой отчетности «ХХХ». В особенности, это может стать причиной формирования неправильного представления о ликвидности «ХХХ» у пользователей финансовой отчетности. Более того, своевременное выявление устаревших запасов поможет более эффективно контролировать запасы, составлять своевременные сметы необходимых закупок материалов, запчастей и т. д.

«ХХХ» может также столкнуться с чрезмерными затратами по хранению запасов в результате хранения потенциально устаревающих / неликвидных запасов на складах.

Рекомендация – Мы рекомендуем производственному отделу и бухгалтерии «ХХХ» разработать детальные процедуры выявления и оценки устаревших, неликвидных и малоликвидных запасов.
Резерв под неликвидные и малоликвидные товарно-материальные запасы должен начисляться, по крайней мере, ежегодно для надлежащего отражения стоимости запасов в финансовой отчетности «ХХХ» в соответствии с _______________.
Комментарий руководства –
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________




Аудиторская фирма «YYY»
______________________
г.____________________

______________________


Скачать статью

"Финансовый учет и аудит"

Вернуться в Статьи и публикации автора

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1