Ссылка на статью

Неформальное общение на не профессиональные темы
Сообщений: 22
Зарегистрирован: 18 май 2009, 00:00

Re: Ссылка на статью

Сообщение okleiter » 13 июн 2010, 12:24

http://forum.liga.net/MessageTree.asp?msgid=1755320&did=130013 Слав, дай, плс, ссылку на эту твою статью. можно в почту или в приват ЛИГИ?

Сообщений: 1544
Зарегистрирован: 16 май 2009, 00:00

Re: Ссылка на статью

Сообщение Вячеслав ВАРЕНЯ » 13 июн 2010, 13:19

Задача: описать возможные правовые формы (способы) привлечения юридическим лицом денежных средств от третьих лиц для целей последующего инвестирования.


Способы (формы) привлечения денежных средств для инвестирования зависят от целей как инвесторов (кредиторов), так и от целей лиц, привлекающих деньги.

Например, целью инвестирования может быть:
а) получение денежных доходов инвестором без участия в чужой (или совместной) деятельно-сти (т.е. без объединения вкладов инвесторов);
б) участие инвестора в чужой (или совместной) деятельности с объединением вкладов и полу-чением инвестором прав на долю в имуществе (прибыли) от чужой (или совместной) деятель-ности.

По общему правилу, инвестирование без объединения вкладов не переносит на инвесторов риски, связанные с деятельностью по использованию привлеченных средств.

Кроме того, на выбор способов влияют также направления использования денег лицом, при-влекающим денежный капитал. Например, инвестирование конкретного бизнес-проекта по строительству жилья будет осуществлять только в формах, определенных законодательством.

Рассмотрим формы (способы) привлечения денежных средств в зависимости от участия ин-весторов в финансируемой деятельности. При этом акцентируем внимание на рисках лица, привлекающего денежные средства.

Все способы будут делиться на:
I. Не предусматривающие участие инвесторов в чужой (или совместной) деятельности и ее результатах:

1.Займы
1.1. Процентные заимствования от финансовых учреждений, юридических или физических лиц – нерезидентов, а также физических лиц – резидентов.
1.2. Беспроцентные заимствования от физических или юридических лиц – резидентов Украи-ны (которые не являются финансовыми учреждениями).

2. Финансирование и управление денежными средствами.
2.1. Управление денежными средствами учредителя управления.
2.2. Финансирование производственных объектов через Фонды операций с недвижимостью (ФОН).

3.Выпуск и выкуп долговых ценных бумаг
3.1. Эмиссия облигаций предприятия (денежных или целевых).
3.2. Выкуп инвесторами у поставщиков векселей, выданных заемщиком


II. Предусматривающие участие инвестора в чужой (или совместной) деятельности и ее результатах:

4.1. Участие инвесторов в чужой деятельности путем создания юридического лица и управления его деятельностью. При этом мы рассмотрим возможности сохранения контроля над деятельностью созданного юридического лица за одним из инвесторов (акционеров, уча-стников).

4.2. Участие инвесторов в совместной деятельности без создания юридического лица путем образования т.н. простого товарищества. При этом мы рассмотрим возможности сохранения контроля над совместной деятельностью (СД) за одним из участников.




Последний раз редактировалось: Вячеслав ВАРЕНЯ (Вт Сен 14, 2010 5:34 pm), всего редактировалось 2 раз(а)

Сообщений: 1544
Зарегистрирован: 16 май 2009, 00:00

Re: Ссылка на статью

Сообщение Вячеслав ВАРЕНЯ » 14 сен 2010, 17:29

I. 1.Займы.
Согласно действующему законодательству денежные займы могут выдаваться как под про-центы, так и на бесплатной основе.

1.1. Процентные займы могут привлекаться юридическим лицом от банковских или финансовых учреждений Украины (юридических лиц), для которых выдача ссуд и кредитов (да-лее – кредитов) является основным видом деятельности. Операции банков и иных финансовых учреждений регламентируется специальным законодательством (о банках, о финансовых услугах). Принципами кредитования являются: платность, срочность, возвратность.
На практике необходимым атрибутом выдачи кредита или ссуды также является обеспечение долга заемщика каким-либо ликвидным имуществом, поручительством третьего лица и т.п..

Процентные займы могут привлекаться юридическим лицом от иностранных юридических или физических лиц. Однако договоры, по которым привлекаются денежные средства от иностранных лиц (нерезидентов), подлежат обязательной регистрации в Национальном банке Украины . Существуют также ограничения на максимальный размер процентов, которые мо-гут уплачиваться по таким займам (срок займа до 1 года – не выше 9,8% годовых, от 1 до 3 лет – не выше 10% годовых, более 3 лет – не выше 11% годовых). Процедура регистрации договора займа от нерезидента занимает, на практике, до 2-3 недель.

Характерным является то, что проценты, уплаченные юридическим лицом по договорам кредита или займа от нерезидента, разрешено включать в состав валовых расходов и уменьшать на суммы процентов налогооблагаемую прибыль предприятия.

Возможность процентных заимствований от физических лиц – резидентов Украины, а также от юридических лиц – не финансовых (в т.ч. банковских) учреждений – резидентов Украины, установлена главой 71 Гражданского кодекса Украины (далее - ГКУ).
Иначе говоря, ГКУ разрешает резидентам Украины – физическим лицам и юридическим лицам, которые не являются финансовыми учреждениями, выдавать процентные займы.
При этом, указанные выше проценты не будут уменьшать налогооблагаемую прибыль лица, которое заплатило бы такие проценты.

Однако специальное законодательство Украины, регулирующее рынки финансовых услуг , устанавливает некоторые ограничения на оказание т.н. финансовых услуг. Так, предоставление денег в заем под проценты (т.е. с целью получения прибыли) является финансовой услугой (ст. 1, 4 Закона о финансовых услугах).

Финансовые услуги могут предоставляться, согласно Закону о финансовых услугах, только юридическими лицами со статусом финансового (банковского) учреждения, либо физически-ми лицами – субъектами предпринимательской деятельности – в случаях, прямо предусмотренных какими-либо законами (на сегодняшний день таких законов нет). В иных случаях, вы-дача денежного займа резидентами Украины под проценты не допускается.

Практически, указанные ограничения на привлечение процентного займа от резидентов Украины– физических лиц и юридических лиц, которые не являются финансовыми учреждениями, можно преодолеть путем использования следующей схемы.

Физические или юридические лица – резиденты Украины (инвесторы), готовые выдать заем с целью получения прибыли, по договоренности с банком могут положить денежные суммы во вклады (депозиты) под банковский процент.
Банк за счет денежных средств, полученных от указанных лиц (инвесторов) на депозиты, вы-даст юридическому лицу, желавшему привлечь денежные средства инвесторов, кредит под процент.
При этом разница между величиной процентов по депозитам (прибылью инвесторов) и величиной процентов по кредиту (расходами заемщика) составляет прибыль банка.

Обеспечением выданного заемщику кредита могут быть денежные средства (точнее – права на их получение) инвесторов на депозитных счетах.

Подобную схему (условия депозитных и кредитного договоров, величину процентных ставок, сроки вкладов и кредита, виды обеспечения и т.д.) необходимо заранее согласовывать с вы-бранным банковским учреждением.


1.2. Беспроцентные займы вполне допустимо привлекать и от резидентов Украины – физических лиц и юридических лиц, которые не являются финансовыми учреждениями. Для указанных лиц выдача таких займов не будет считаться финансовой услугой, поскольку отсутствует цель получения прибыли (процентов) от такого займа.

Условия беспроцентных займов устанавливаются соответствующими договорами.

Получение беспроцентного займа юридическим лицом – плательщиком налога на прибыль – будет по-разному влиять на его объект налогообложения. Так, получение беспроцентного зай-ма от иных плательщиков налога на прибыль (юридических лиц) повлечет последствия в виде увеличения налогооблагаемой прибыли на суммы т.н. «условных процентов».

«Условные проценты» - это расходы, которые заемщик мог бы понести на обслуживание зай-ма, но не понес по причине бесплатности последнего. Налоговое законодательство приравни-вает (в целях налогообложения) такие не понесенные лицом расходы (по сути, сэкономленные средства лица) к его налогооблагаемым доходам. При этом, расчет «условных процентов» осуществляется по учетной ставке НБУ (установленной на конец отчетного налогового периода) за весь период пользования займом. «Условные проценты» начисляются на остаток задолженности по беспроцентному займу.

Получение беспроцентного займа от лиц, которые не являются плательщиками налога на прибыль (например, от физических лиц), повлечет увеличение налогооблагаемой прибыли заемщика на суммы полученного займа в налоговом периоде его получения. В налоговом периоде, в котором заем будет возвращен, заемщик вправе отразить уменьшение своей налогооблагаемой прибыли (путем признания валовых расходов).


Наконец, при наличии особо доверительных отношений между инвесторами и заемщиком, де-нежные средства могут быть переданы юридическому лицу в дар (безвозвратно). В таком случае вся сумма средств будет увеличивать налогооблагаемую прибыль одаренного юридического лица.




Сообщений: 1544
Зарегистрирован: 16 май 2009, 00:00

Re: Ссылка на статью

Сообщение Вячеслав ВАРЕНЯ » 14 сен 2010, 17:38

2. Финансирование и управление денежными средствами.

2.1. Управление денежными средствами учредителя управления.

Объектом управления может быть имущество (недвижимость, ценные бумаги, имущественные права и т.д.). Денежные средства могут быть объектом доверительного управления только в случаях, когда право осуществлять управление денежными средствами прямо установлено законом (законами).

Отношения по поводу управления имуществом регулируются, в частности, главой 70 ГКУ.

Субъектами управления имуществом являются, во-первых, учредитель управления (как правило – это собственник имущества, которое передается в управление), во-вторых, управитель – лицо, которое за плату будет от своего имени (но с уведомлением контрагентов о сво-ем статусе управителя) управлять имуществом собственника. Управление имуществом может осуществляться в интересах собственника имущества (учредителя управления) или в интересах указанного собственником лица – выгодоприобретателя. Управитель не может быть выгодоприобретателем.

Полномочия управителя в отношении имущества устанавливаются законом и договором управления имуществом. Управитель в силу договора может получить статус т.н. «доверительного собственника» имущества . Возникновение у управителя «доверительной собственности» не прекращает права собственности на имущество у учредителя управления.

Управитель может распоряжаться имуществом собственника в пределах, установленных договором управления имуществом и законом. Отчуждать имущество, передавать его в залог управитель может лишь с согласия учредителя управления.

Характерным для отношений доверительного управления имуществом является то, что право собственности на имущество, переданное в управление, сохраняется за собственником (обычно – учредителем управления). Кроме того, любое имущество, приобретенное управителем в результате управления имуществом, включается в состав полученного в управление имущества. Потому право собственности на приобретенное в результате управления имущество возникает у собственника имущества.

Управитель вправе претендовать лишь на вознаграждение за управление имуществом.

Управитель возмещает причиненные учредителю управления убытки, а выгодоприобретателю – упущенную выгоду.

Управитель несет субсидиарную (дополнительную) ответственность по долгам, возникшим в результате управления имуществом (если стоимости имущества недостаточно для погашения долгов).

Таким образом, отличительной чертой управления имуществом является сохранение права собственности за собственником – учредителем управления и поступление в его собственность всего, приобретенного в результате управления имуществом. При этом, объем полномочий управителя по управлению имуществом (в т.ч. полномочия по отчуждению имущества) может устанавливаться договором.

Как отмечалось, доверительное управление денежными средствами осуществляется только в случаях, установленных законом. Действующее законодательство содержит, в частности, та-кие нормы, устанавливающие право управления денежными средствами:
- пункт 5 части 4 статьи 47 Закона Украины «О банках и банковской деятельности» № 2121-III от 07/12/2000 года устанавливает право банков на доверительное управление деньгами;
- косвенно признает деньги объектом деятельности доверительных обществ по доверитель-ному управлению имуществом Декрет КМУ «О доверительных обществах» № 23-93 от 17/03/1993 года;
- Закон Украины «О финансово-кредитных механизмах и управлении имуществом при строительстве жилья и операциях с недвижимостью» № 978-IV от 19/06/2003 года (далее – Закон о финансовых механизмах) устанавливает порядок управления денежными средствами и иным имуществом, образующих фонды финансирования строительства (ФФБ) или фонды операций с недвижимостью (ФОН), при строительстве различных объектов.
- Закон Украины «Об институтах совместного инвестирования (паевые и корпоративные инвестиционные фонды)» № 2299-III от 15/03/2001 года также допускает управление денежными средствами инвесторов.

Закон о финансовых услугах относит деньги к финансовым активам. Согласно ч.1 ст. 4, ч.1 ст. 7 этого же закона управлять финансовыми активами могут только финансовые учреждения, запись о которых внесена в государственный реестр финансовых учреждений (кроме банков). Деятельность по оказанию финансовых услуг для финансовых учреждений является исключительной (не совместимой с иной предпринимательской деятельностью).

Кроме того, если денежные средства в управление будут привлекаться от физических лиц, то такая деятельность потребует получения лицензии (п. 4 ч.1 ст. 34 Закона о финансовых ус-лугах). Лицензии финансовым учреждениям (кроме банков) на такую деятельность выдаются Государственной комиссией по регулированию рынков финансовых услуг (п.3 ч.1 ст. 28 Закона о финансовых услугах).

Поэтому для реализации схем привлечения денежных средств инвесторов через механизмы фондов операций с недвижимостью или институты совместного инвестирования желательно владеть (или контролировать) финансовой компанией (либо банковским учреждением), обладающей(им) соответствующей лицензией.


Сообщений: 1544
Зарегистрирован: 16 май 2009, 00:00

Re: Ссылка на статью

Сообщение Вячеслав ВАРЕНЯ » 14 сен 2010, 17:39

2.2. Финансирование производственных объектов через Фонды операций с недвижимостью (ФОН).

Привлечение денежных средств с целью получения дохода (прибыли) от операций с не-движимостью (например, от строительства производственных либо нежилых объектов и операций с ними) можно осуществить в порядке, установленном Законом о финансовых механизмах.

Для этих целей за счет денежных средств инвесторов эмитентом создается фонд операций с недвижимостью (далее – ФОН) и осуществляется управление этим фондом (имуществом). Таким образом, по правовой природе отношения между субъектами ФОН являются отношениями по доверительному управлению имуществом (и, следовательно, к ним применимы нор-мы главы 70 ГКУ), однако обладают некоторыми особенностями, регламентированными Законом о финансовых механизмах.

Общая схема отношений между участниками такова:

Эмитент выпускает ценные бумаги особого вида – сертификаты ФОН. Сертификаты ФОН удостоверяют: 1) право их собственника (инвестора) на получение дохода от управления имуществом ФОН, а также 2) право их собственника на долю в стоимости чистых активов ФОН при выкупе сертификатов их управителем (эмитентом).

Сертификаты ФОН размещаются эмитентом среди неопределенного или заранее определенного круга лиц (инвесторов) на условиях, определенных Правилами ФОН, проспектом эмиссии сертификатов ФОН и договором о приобретении сертификатов. Сертификаты подлежат выкупу после окончания срока, на который был создан ФОН. Сертификаты ФОН могут обращаться на рынке ценных бумаг.

Эмитентом может быть только банк или финансовое учреждение, получившие соответствующее разрешение на эмиссию сертификатов ФОН. Общая номинальная стоимость сертификатов ФОН, выпущенных эмитентом, не может превышать 50-кратного размера собственно-го капитала эмитента.

Эмитент осуществляет функции по управлению средствами ФОН, полученными от продажи (размещения) сертификатов (т.е. выступает управителем ФОН самостоятельно). Функции управителя ФОН эмитент может передать (поручить) иному лицу – управителю ФОН.

Управление имуществом ФОН состоит в действиях управителя, направленных на: инвестирование средств ФОН в строительство конкретного объекта (по договору эмитента с застройщиком), осуществление контроля за строительством объекта, а также осуществление операций с построенной недвижимостью (сдача недвижимости в аренду, продажа недвижимости, иные доходные операции). При этом у управителя возникает и регистрируется право собственности (очевидно, доверительной) на возведенный объект недвижимости.

Интерес управителя заключается в получении вознаграждения за управление ФОН.

Застройщик – лицо обладающее «правом на выполнение функций заказчика строительства» (ст. 4 Закона о финансовых механизмах). Право на выполнение «функций заказчика» существует у лица, обладающего правом застройки земельного участка (такими лицами являются: собственник, управомоченный пользователь, арендатор земельного участка с соответствующим целевым назначением). На практике допускается передача «функций заказчика» лицам, не обладающим правами на земельный участок, хотя это не соответствует требованиям закона.

Интерес застройщика заключается в получении дохода (и прибыли) от услуг по организации строительства объекта, либо в получении дохода (и прибыли) от выполнения строи-тельных работ по возведению объекта строительства. Размер стоимости услуг (работ) застройщика устанавливается договором с эмитентом.


Закон о финансовых механизмах определяет меры защиты прав инвесторов.

Во-первых, этот Закон (ст.10, 32) требует обеспечения исполнения обязательств застройщиком путем заключения с управителем договора уступки имущественных прав на недвижимость, которая является объектом строительства, под отлагательным условием (нарушением договора на строительство объекта).

Во-вторых, Закон устанавливает строго целевое направление использования денежных средств ФОН на этапе строительства недвижимости – на возведение этой недвижимости.

В-третьих, Закон устанавливает ответственность управителя за убытки, причиненные собственникам сертификатов ФОН, включая убытки в виде снижения стоимости чистых активов ФОН в расчете на один сертификат по сравнению с ценой первичного размещения этих сертификатов.

Закон также разрешает страховать ответственность управителя за убытки собственников сертификатов ФОН, а также риски гибели (повреждения) недвижимости.

Финансирование строительства объектов нежилой сферы в порядке, предусмотренном Законом о финансовых механизмах – это не единственный способ привлечения денег для такого строительства.
Привлечение средств возможно и в рамках гражданско-правовых договоров, например, договоров долевого участия в строительстве, инвестиционных договоров и т.п.


Сообщений: 1544
Зарегистрирован: 16 май 2009, 00:00

Re: Ссылка на статью

Сообщение Вячеслав ВАРЕНЯ » 14 сен 2010, 17:40

3.Выпуск и выкуп долговых ценных бумаг

3.1. Эмиссия облигаций предприятия (денежных или целевых).

Достаточно гибким механизмом для привлечения денежных средств без участия инвесторов в чужой или совместной деятельности является эмиссия облигаций.

Эмиссия и обращение облигаций регулируется законодательством о ценных бумагах, в частности, Законом Украины «О ценных бумагах и фондовом рынке» № 3480-IV от 23/02/2006 го-да (далее – Закон о ЦБ).

Облигация – ценная бумага, подтверждающая отношения займа между владельцем облигации и эмитентом, подтверждающая обязательства эмитента по выплате дохода по облигации и вы-плате номинальной стоимости облигации.

Обязанными субъектами по облигационному обязательству могут быть различные лица. В случае, если таким лицом является предприятие (юридические лицо), то говорят об облигациях предприятия.

В зависимости от круга лиц, среди которых размешаются облигации, размещение может быть открытым (неопределенный круг лиц) или закрытым (заранее определенный круг лиц).

В зависимости от формы выплаты дохода облигации могут быть: процентные или дисконтные.

В зависимости от способа погашения облигации (а точнее, от вида обязательств, удостоверяемых облигацией) различают денежные или целевые облигации.

Денежные облигации подтверждают денежное обязательство эмитента, а целевые облигации подтверждают обязательство эмитента передать в погашение облигации определенное имущество (товар, результаты работ, услуг).

Препятствием широкому использованию облигаций для привлечения денежных средств являются ограничения на объемы эмиссии. А именно, Закон о ЦБ ограничивает объем эмиссии облигаций юридическими лицами трехкратным размером их собственного капитала или размером обеспечения, которое предоставляется юридическому лицу с этой целью третьими лицами (ст. 8 Закона о ЦБ, вступает в силу с 12/04/2008 года).

Акционерные общества еще более ограничены в возможности эмитировать облигации. Со-гласно статье 158 ГКУ такие хозяйственные общества не могут выпускать облигации на сумму, превышающую размер уставного фонда (либо размера обеспечения, предоставленного третьими лицами).

Кроме того, процедура эмиссии облигаций достаточно громоздкая (см. Решение Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку «Об утверждении Положения о по-рядке выпуска облигаций предприятий» № 322 от 17/07/2003 года), а открытое размещение облигаций влечет необходимость периодического осуществления рейтинговой оценки облигаций (что удорожает накладные расходы по эмиссии и обращению облигаций).

Денежные средства, полученные эмитентом в результате эмиссия облигаций, не включаются в валовые доходы эмитента, а обращение облигаций (продажа за деньги, обмен на другие ЦБ) не является объектом налога на добавленную стоимость.


3.2. Выкуп инвесторами у поставщиков векселей, выданных заемщиком.

Выкуп инвесторами векселей, выданных юридическим лицом в погашение своих обязательств, является весьма простым способом привлечения денежных средств инвесторов.
Суть этого способа состоит в том, что юридическое лицо, нуждающееся в привлечении денег, может выдавать векселя по своим обязательствам перед третьими лицами по оплате приобретенных товаров, работ, услуг (см. ст. 4 Закона «Об обращении векселей в Украине» № 2374-III от 05/04/2001 года).

Выданные поставщикам (подрядчикам, исполнителям) векселя (например, процентные, т.е. предусматривающие начисление процентного дохода на сумму векселя) впоследствии выкупаются у последних инвесторами (в т.ч. физическими лицами).

При наступлении срока платежа по векселю инвесторы предъявляют его к платежу векселедателю и получают вексельную сумму (включая проценты). Таким образом, удовлетворяется интерес инвестора в получении дохода и возврата вложенных средств, а также интерес векселедателя в получении отсрочки оплаты необходимых ему товаров (работ, услуг).

Проценты, уплаченные по векселю, включаются векселедателем в состав валовых расходов для целей налогообложения прибыли предприятий.

Вексельное обязательство векселедателя может быть обеспечено авалем (вексельным поручительством) третьего лица.

Вернуться в Ля-ля-ля

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1