Минюст о коллизии норм

Сообщений: 1544
Зарегистрирован: 16 май 2009, 00:00

Минюст о коллизии норм

Сообщение Вячеслав ВАРЕНЯ » 18 май 2009, 09:08

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ УКРАИНЫ
ПИСЬМО
от 11.03.2009 г. N 117-0-2-09-20

В соответствии с обращением народного депутата <...> в Министерстве юстиции рассмотрено <...> письмо относительно предоставления разъяснения по вопросам применения Закона Украины «О государственной налоговой службе в Украине» в части оснований осуществления внеплановой выездной проверки и в пределах компетенции сообщается.

1. Относительно оснований осуществления внеплановой выездной проверки

Пунктом 1 статьи 11 Закона Украины «О государственной налоговой службе в Украине» (далее - Закон) установлено, что органы государственной налоговой службы в случаях, в пределах компетенции и в порядке, установленных законами Украины, имеют право, в частности, осуществлять документальные невыездные проверки (на основании представленных налоговых деклараций, отчетов и других документов, связанных с начислением и уплатой налогов и сборов (обязательных платежей) независимо от способа их представления), а также плановые и внеплановые выездные проверки своевременности, достоверности, полноты начисления и уплаты налогов и сборов (обязательных платежей).

Согласно пункту 4 статьи 4 Закона Украины от 12 января 2005 года N 2322-IV «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно усиления правовой защиты граждан и введения механизмов реализации конституционных прав граждан на предпринимательскую деятельность, личную неприкосновенность, безопасность, уважение к достоинству личности, правовую помощь, защиту)» Закон Украины «О государственной налоговой службе в Украине» дополнен, в частности, статьей 111, которой определены основания и порядок проведения органами государственной налоговой службы плановых и внеплановых выездных проверок своевременности, достоверности, полноты начисления и уплаты налогов и сборов (обязательных платежей).

В соответствии с частью седьмой статьи 111 Закона (в редакции Закона Украины от 12 января 2005 года N 2322-IV) внеплановая выездная проверка может осуществляться только на основании решения суда. Орган государственной налоговой службы, инициирующий проведение внеплановой выездной проверки, представляет в суд письменное обоснование оснований данной проверки и даты ее начала и окончания, состав лиц, которые будут проводить данную проверку, документы, которые в соответствии с частью шестой данной статьи свидетельствуют о возникновении оснований для проведения такой проверки, информацию о виде и количестве проверок, проведенных органами государственной налоговой службы в отношении субъекта хозяйственной деятельности, и результаты таких проверок за предыдущие три года, а также по требованию суда - другие сведения. В рассмотрении вопроса о предоставлении разрешения на проведение внеплановой выездной проверки имеют право принимать участие представители субъекта хозяйственной деятельности. Уведомление о месте, дате и времени рассмотрения вопроса о предоставлении разрешения на проведение внеплановой выездной проверки направляется не позднее чем за три рабочих дня до даты такого рассмотрения.

Согласно пункту 2 раздела 22 Закона Украины от 25 марта 2005 года N 2502-IV «О внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2005 год» и некоторые другие законодательные акты» внесены изменения в статью 111 Закона Украины «О государственной налоговой службе в Украине».

Так, в частности, указанная статья Закона дополнена частью седьмой следующего содержания:

"Внеплановыми проверками считаются также проверки в пределах полномочий налоговых органов, определенных законами Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг», «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий», а в других случаях - по решению суда».

Часть восьмая статьи 111 Закона изложена в следующей редакции:

"Внеплановая выездная проверка осуществляется на основании возникновения обстоятельств, изложенных в настоящей статье, по решению руководителя налогового органа, которое оформляется приказом».

При этом при дополнении статьи 111 Закона частью седьмой и внесении последующих изменений в части восьмую - двенадцатую не урегулирован вопрос относительно действия уже существующей части седьмой - норм ни относительно ее исключения, ни относительно изменения нумерации частей в данной статье Закона не предусмотрено.

С учетом изложенного вопрос относительно урегулирования правовой коллизии в отношении оснований и порядка проведения органами государственной налоговой службы плановых и внеплановых выездных проверок может быть решен путем внесения соответствующих изменений в статью 111 Закона Украины «О государственной налоговой службе в Украине».

2. Относительно оснований для недопущения должностных лиц органа государственной налоговой службы к проведению плановой или внеплановой выездной проверки Согласно пункту 4 части первой статьи 9 Закона Украины «О системе налогообложения» плательщики налогов и сборов (обязательных платежей) обязаны, в частности, допускать должностных лиц государственных налоговых органов к обследованию помещений, используемых для получения доходов или связанных с содержанием объектов налогообложения, а также для проверок по вопросам исчисления и уплаты налогов и сборов (обязательных платежей).

При этом согласно частям первой и второй статьи 112 Закона Украины «О государственной налоговой службе в Украине» должностные лица органа государственной налоговой службы вправе приступить к проведению плановой или внеплановой выездной проверки при наличии оснований для их проведения, определенных данным и другими законами Украины, и при условии представления плательщику налогов под расписку:

1) направления на проверку, в котором указываются дата его выдачи, название органа государственной налоговой службы, цель, вид (плановая или внеплановая), основания, дата начала и дата окончания проверки, должности, звания и фамилии должностных лиц органа государственной налоговой службы, которые будут проводить проверку. Направление на проверку является действительным при условии наличия подписи руководителя органа государственной налоговой службы, заверенной печатью органа государственной налоговой службы;

2) копии приказа руководителя налогового органа о проведении внеплановой выездной проверки, в котором указываются основания проведения внеплановой выездной проверки, дата ее начала и дата окончания.

Непредставление этих документов плательщику налогов или их представление с нарушением требований, установленных частью первой данной статьи, является основанием для недопущения должностных лиц органа государственной налоговой службы к проведению плановой или внеплановой выездной проверки.

3. Относительно обжалования действий органов государственной налоговой службы в судебном порядке

В соответствии с частями вторыми статей 55 и 124 Конституции Украины каждому гарантируется право на обжалование в суде решений, действий или бездействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных и служебных лиц.

Юрисдикция судов распространяется на все правоотношения, возникающие в государстве.

Согласно части первой статьи 2 Кодекса административного судопроизводства Украины задачей административного судопроизводства является защита прав, свобод и интересов физических лиц, прав и интересов юридических лиц в сфере общественно-правовых отношений от нарушений со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления, других должностных и служебных лиц, других субъектов при осуществлении ими властных управленческих функций на основе законодательства, в том числе во исполнение делегированных полномочий.

При этом указываем, что письма министерств и других центральных органов исполнительной власти не являются нормативно-правовыми актами, они только имеют разъяснительный, информационный характер и не устанавливают правовых норм.



Заместитель Министра Л. Ефименко

источник:http://glavbukh.ua/publications/laws/norma/norm2/norm2_1853.html

Вернуться в Dura lex sed lex. Юридическая консультация

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1