Импорт услуг и право на налоговый кредит по НДС

Сообщений: 84
Зарегистрирован: 28 окт 2010, 00:00

Re: Импорт услуг и право на налоговый кредит по НДС

Сообщение Юрий » 28 окт 2010, 12:35

Если под уплатой понимать непосредственно перечисление денег, то да. Но, как и в любой жизненной ситуации, существуют определенные условности, обусловленные контекстом разговора, когда слова означают не совсем то, что означают при их буквальном толковании (не то, что написано в толковых словарях).
Так и здесь. Подавая декларацию, в которой сумма налога за полученные от нерезидента услуги включена в налоговые обязательства, Вы, тем самым, обязуетесь оплатить эти обязательства. И учитывая, что срок уплаты 30 число, Вы их до конца месяца уплачиваете, получая право на НК.
Здесь много условностей. Подать декларацию Вы можете 1-го числа (и это будет считаться датой уплаты), а фактически оплатить (в смысле - перечислить деньги), 30-го. Но поскольку это все происходит в одном отчетном периоде, то эта условность практического значения не имеет.
Ваши НО от услуг, полученных от нерезидента, могут быть компенсированы текущим НК от других операций и платить (в смысле - перечислять деньги) Вы вообще не будете, но право на НК от этого Вы не потеряете. Условно(!!!) будет считаться, что Вы их оплатили.
Все эти условности в данной ситуации вполне понятны и вполне правомерны. Все это лишь технический механизм (алгоритм) исчисления суммы налога, подлежащей уплате (в смысле - перечислению в бюджет деньгами), который (механизм), в конечном счете, обеспечивает правильность учета.

Сообщений: 1544
Зарегистрирован: 16 май 2009, 00:00

Re: Импорт услуг и право на налоговый кредит по НДС

Сообщение Вячеслав ВАРЕНЯ » 28 окт 2010, 21:29

Юрий пишет:Условно(!!!) будет считаться, что Вы их оплатили.


В том то и дело, что условно. А что сказано в законе? Налоговые нормы носят чисто императивный характер в отношении того, что право на НК возникнет только после уплаты налога
7.5.2. для операцій із імпорту товарів (супутніх послуг) та по поставці послуг нерезидентом на митній території України - дата сплати податку по податкових зобов'язаннях згідно з підпунктом 7.3.6 цієї статті


Хотя ГНАУ на удивление постоянна в своей либеральной позиции (хотя и проскакивали крамольные письма): "Згідно з підпунктом 7.5.2 пункту 7.5 статті 7 Закону датою виникнення податкового кредиту при отриманні послуг від нерезидента є дата сплати податку по податкових зобов'язаннях, а датою сплати податку до бюджету в такому разі вважається дата подання до податкової інспекції (адміністрації) податкової декларації з податку на додану вартість, в якій сума податку на додану вартість за отримані від нерезидента послуги включена до податкових зобов'язань (рядок 7)...податковий облік операцій з отримання послуг від нерезидента на митній території України не передбачає окремої сплати до бюджету податку на додану вартість...".

И еще..там где законодатель хотел внести условности он их внес, наплодив разного рода условных продаж,условного начисления процентов, приравнивания и т.п...

Сообщений: 84
Зарегистрирован: 28 окт 2010, 00:00

Re: Импорт услуг и право на налоговый кредит по НДС

Сообщение Юрий » 30 окт 2010, 00:38

Вячеслав ВАРЕНЯ пишет:А что сказано в законе? Налоговые нормы носят чисто императивный характер в отношении того, что право на НК возникнет только после уплаты налога
Норма закона это не то, что написано. Норма закона это то, как написанное истолковано.
Уважаемый Вячеслав, мне кажется, что Ваш подход к толкованию законодательных норм является чересчур нормативистским.
Да, законом предусмотрено, что право на НК возникает после уплаты налога. Но вот определения понятия "уплата налога" закон не содержит. И для того, чтобы понять, что законодатель под этим понимает, надо уяснить не только формальную, но и содержательную сторону нормы.
На сегодня при импорте товаров оплата налога происходит при их таможенном оформлении. Но были времена, когда этого можно было не делать, а выдать налоговый вексель, включить обязательство по векселю в состав НО (в декларацию по НДС), уплатить в бюджет разницу между НО и НК отчетного периода (которая могла быть меньше размера обязательств по векселю) и получить право включить сумму обязательств по векселю в НК следующего периода. А можно было и не уплачивать, если НК текущего отчетного периода превышал НО этого периода. Право на НК в следующем периоде от этого никуда не девалось, т.е. обязательство, возникшее при импорте, считалось уплаченным.
Механизм "уплаты" импортных НО с использованием налогового векселя и механизм "уплаты" НО при импорте услуг ничем не отличаются.
И еще одно, возможно даже главное. Для того чтобы оплатить обязательство, надо его сначала задекларировать, а для того чтобы задекларировать нужно иметь механизм декларирования.
При импорте товаров декларирования осуществляется путем представление ГТД на таможню. Уплаченная сумма идет в НК в декларацию по НДС. При этом, - обращаю на это особое внимание, - во-первых, в декларации по НДС НО по операциям импорта товаров не отражается, как не отражается в лицевом счете в органах ГНС уплата по этим НО, и, во-вторых, платеж в бюджет в этом случае "персонифицирован" - он учитывается именно как платеж по данной конкретной операции.
При импорте услуг (будем называть это так, хотя это и не совсем корректно) механизм декларирования другой. Предоставление отдельной декларации по импорту услуг (аналога ГТД) не предусмотрено. НО декларируется путем отражения в декларации по НДС "в куче" с НО от других операций и в бюджет уплачивается разница между суммой НО и НК. Уплачивать отдельно НО с операции импорта услуг никто не требует, да это и не представляется возможным, поскольку этот платеж не будет "персонифицирован". Если даже это будет сделано, то в лицевом счете просто вылезет переплата.
Поэтому, когда ГНАУ пишет, что "...податковий облік операцій з отримання послуг від нерезидента на митній території України не передбачає окремої сплати до бюджету податку на додану вартість...", то это не либерализм. Это просто констатация существующего положения вещей.
А вот вывод ГНАУ о том, что "…оскільки податковий облік операцій з отримання послуг від нерезидента на митній території України не передбачає окремої сплати до бюджету податку на додану вартість, то податок на додану вартість по таких операціях у рядок 2 Розрахунку суми бюджетного відшкодування не включається ", демонструет ее фискальный подход в вопросе возмещения НДС. Но это тема отдельного разговора.


Сообщений: 1544
Зарегистрирован: 16 май 2009, 00:00

Re: Импорт услуг и право на налоговый кредит по НДС

Сообщение Вячеслав ВАРЕНЯ » 30 окт 2010, 12:08

Юрий пишет:
Вячеслав ВАРЕНЯ пишет:А что сказано в законе? Налоговые нормы носят чисто императивный характер в отношении того, что право на НК возникнет только после уплаты налога
Норма закона это не то, что написано. Норма закона это то, как написанное истолковано.
Уважаемый Вячеслав, мне кажется, что Ваш подход к толкованию законодательных норм является чересчур нормативистским.


Может быть, но я привык понимать нормы закона буквально, т.е. без расширенного или суженного понимания содержания той или иной нормы.

Юрий пишет:
Да, законом предусмотрено, что право на НК возникает после уплаты налога. Но вот определения понятия "уплата налога" закон не содержит. И для того, чтобы понять, что законодатель под этим понимает, надо уяснить не только формальную, но и содержательную сторону нормы.

При импорте услуг (будем называть это так, хотя это и не совсем корректно) механизм декларирования другой. Предоставление отдельной декларации по импорту услуг (аналога ГТД) не предусмотрено. НО декларируется путем отражения в декларации по НДС "в куче" с НО от других операций и в бюджет уплачивается разница между суммой НО и НК. Уплачивать отдельно НО с операции импорта услуг никто не требует, да это и не представляется возможным, поскольку этот платеж не будет "персонифицирован". Если даже это будет сделано, то в лицевом счете просто вылезет переплата.

Да, согласен, что при буквальном применении закона может возникнуть переплата по лицевому счету, но это не означает, что можно отступить от предписаний закона.
Юрий пишет:
Поэтому, когда ГНАУ пишет, что "...податковий облік операцій з отримання послуг від нерезидента на митній території України не передбачає окремої сплати до бюджету податку на додану вартість...", то это не либерализм. Это просто констатация существующего положения вещей.

ГНАУ много чего пишет и как вы сами указывали, не всегда правильно. Нормы закона официально толковать позволено только Конституционному суду. Т.е. разъяснение ГНАУ - это лишь мнение одного из государственных органов.

Сообщений: 84
Зарегистрирован: 28 окт 2010, 00:00

Re: Импорт услуг и право на налоговый кредит по НДС

Сообщение Юрий » 30 окт 2010, 13:19

Вячеслав ВАРЕНЯ пишет:...но это не означает, что можно отступить от предписаний закона
Хорошо! Тогда объясните пожалуйста, как в соответствии с предписаниями закона должно оплачиваться налоговое обязательство при импорте. Отдельно объясните, как это должно делаться в соответствии с предписаниями закона при импорте товаров и отдельно объясните, как это должно делаться в соответствии с предписаниями закона при импорте услуг.

Вопрос во многом риторический, но тем не менее...

Сообщений: 1544
Зарегистрирован: 16 май 2009, 00:00

Re: Импорт услуг и право на налоговый кредит по НДС

Сообщение Вячеслав ВАРЕНЯ » 30 окт 2010, 16:12

как в соответствии с предписаниями закона должно оплачиваться налоговое обязательство при импорте.


10.1. Особами, відповідальними за нарахування, утримання та сплату (перерахування) податку до бюджету, є:
а) платники податку, визначені у статті 2 цього Закону;
б) митний орган при справлянні податку з осіб, визначених у пункті 2.4 статті 2 цього Закону (импорт товаров (сопутствующих услуг) ;
в) у разі якщо сплата податку особами, визначеними у пункті 2.4 статті 2 цього Закону (импорт товаров (сопутствующих услуг) , розстрочується шляхом надання податкового векселя, - платник податку, який надав такий податковий вексель;
г) при наданні послуг нерезидентом - його постійне представництво, а при відсутності такого - особа, яка отримує такі послуги, якщо місце надання таких послуг знаходиться на митній території України.
10.2. Платники податку, визначені у підпунктах "а", "в", "г", "д" пункту 10.1 цієї статті, відповідають за дотримання достовірності та своєчасності визначення сум податку, а також за повноту та своєчасність його внесення до бюджету відповідно до закону.

7.3.6. Датою виникнення податкових зобов'язань при імпорті товарів є дата подання митної декларації із зазначенням у ній суми податку, що підлягає сплаті.

Таким образом, при импорте товаров механизм оплаты законодательно урегулирован.

А в отношении поставки услуг нерезидентом на территории Украины многое не урегулировано именно законом.

Начнем с налоговых накладных.

7.2.3. Податкова накладна складається у момент виникнення податкових зобов'язань продавця у двох примірниках. Оригінал податкової накладної надається покупцю, копія залишається у продавця товарів (робіт, послуг).


Кто в этом случае продавец, разве не нерезидент? Тем не менее, ГНАУ в своем приказе написала, что покупатель сам себе должен выписать налоговую накладную. Соответствует ли это п.7.2.3 Закона?

Следующая - право на налоговый кредит по таким услугам. Речь именно о праве.
7.5.2. для операцій із імпорту товарів (супутніх послуг) та по поставці послуг нерезидентом на митній території України - дата сплати податку по податкових зобов'язаннях згідно з підпунктом 7.3.6 цієї статті


Датою виникнення податкових зобов'язань при імпортуванні робіт (послуг) є дата списання коштів з розрахункового рахунка платника податку в оплату робіт (послуг) або дата оформлення документа, що засвідчує факт виконання робіт (послуг) нерезидентом залежно від того, яка з подій відбулася першою.

Как по мне, может это и фискально, но для поучения права на НК должна быть персонифицирована оплата по таким обязательствам.

Допустим по результатам декларации у налогоплательщика сформировано отрицательное значение, т.е. оплаты по обязательствам, как это написано в 7.5.2 не будет... Признавая право на НК без оплаты по обязательствам не нарушает ли налогоплательщик предписания п.7.5.2?


Сообщений: 84
Зарегистрирован: 28 окт 2010, 00:00

Re: Импорт услуг и право на налоговый кредит по НДС

Сообщение Юрий » 30 окт 2010, 19:53

Вячеслав ВАРЕНЯ пишет:А в отношении поставки услуг нерезидентом на территории Украины многое не урегулировано именно законом.
Какой Закон имеем, такой и имеем. Но давайте будем снисходительны. На каждый чих невозможно прописать норму в законодательстве, тем более что сам чих зависит от человека, который чихает, часто зависит от того, с какой ноги человек встал, с какой стороны посмотрел на предмет и т.д. Так что свою фразу “Норма закона это не то, что написано. Норма закона это то, как написанное истолковано” считаю вполне правильной.
Статьей 4 раздела ІІ “Концепції вдосконалення судівництва для утвердження справедливого суду в Україні відповідно до європейських стандартів” предусмотрено, что "Судові рішення мають відповідати критеріям юридичної визначеності та однаковості практики. Цього необхідно досягати незалежно від якості законодавства, яке, не виключено, може бути нечітким, суперечливим або таким, що містить прогалини. Суд, застосовуючи положення закону, повинен ураховувати цілі та намір законодавця, інтерпретувати його, виходячи з принципу верховенства права." Мы с Вами обсуждаем не судопроизводство, но слова относительно качества законодательства и порядка его интерпретации, необходимости учитывать цели и намерения законодателя применимы и к нашему разговору.
Если исходить из точки зрения, что основанием для возникновения права на НК является отражение НО в декларации за предыдущий период (вне зависимости от оплаты в бюджет), то это будет (может быть) и формально неправильно, но зато правильно по сути, будет соответствовать цели и намерениям законодателя.
В этой связи интересной является точка зрения ГНАУ о том, что "…оскільки податковий облік операцій з отримання послуг від нерезидента на митній території України не передбачає окремої сплати до бюджету податку на додану вартість, то податок на додану вартість по таких операціях у рядок 2 Розрахунку суми бюджетного відшкодування не включається ". По форме (вроде бы) и правильно, а по сути - издевательство. ГНАУ просто уменьшает сумму бюджетного возмещения на сумму НК по операциям импорта услуг. Хорошо хоть не додумалась (либеральничает почему-то ) уменьшать суму бюджетного возмещения на сумму налога уплаченного на таможне по операциям импорта товаров. Но если решит покончить с либерализмом, то будет уменьшать, поскольку в пп. 7.7.2 написано, что бюджетному возмещению подлежит лишь сумма налога, уплаченная поставщикам. И ни слова нет о налоге, уплаченном в бюджет на таможне.


Сообщений: 84
Зарегистрирован: 28 окт 2010, 00:00

Re: Импорт услуг и право на налоговый кредит по НДС

Сообщение Юрий » 30 окт 2010, 20:42

Вячеслав ВАРЕНЯ пишет:Как по мне, может это и фискально, но для поучения права на НК должна быть персонифицирована оплата по таким обязательствам.

А может быть наоборот? Может быть лучше (и проще, и здравого, а не фискального смысла больше) отредактировать пп. 7.5.2 для того, чтобы подобные вопросы просто не возникали.
Фискальное положение таможенного законодательства о том, что импортный товар может быть выпущен в свободное обращение лишь после уплаты в бюджет всех налогов и сборов (НДС, в частности) понятно. Если налог не будет уплачен в бюджет на таможне, он не будет уплачен никогда! Практика применения налоговых векселей яркое тому подтверждение.
Если исходить из фискальной точки зрения, то и уплата в бюджет НДС при импорте услуг тоже должна происходить при оформлении акта об их оказании, либо при совершении предоплаты. Для этого оплату по таким обязательствам надо персонифицировать – придумать какой механизм персонификации: форму декларировании, контроля за декларированием, учет деклараций и оплат (для чего нужен дополнительный штат сотрудников в ГНИ) и т.д. Однако при этом открытым остается вопрос, - а во что это выльется? Какова будет выгода бюджета? Не окажется ли, что стоимость администрирования этих оплат будет больше, чем сумма налогов? Вполне вероятно, что и окажется! Поэтому вряд ли овчинка стоит выделки.

Сообщений: 1544
Зарегистрирован: 16 май 2009, 00:00

Re: Импорт услуг и право на налоговый кредит по НДС

Сообщение Вячеслав ВАРЕНЯ » 30 окт 2010, 22:20

Не могу не согласится с последними вашими сообщениями.
В тоже время, думаю каждый из нас останется при своем мнении
Только вот последнее время налогоплательщику "закручивают гайки" по самое горло...
Потому лучше использовать пессимистический сценарий, чем оптимистический.

Сообщений: 84
Зарегистрирован: 28 окт 2010, 00:00

Re: Импорт услуг и право на налоговый кредит по НДС

Сообщение Юрий » 30 окт 2010, 23:21

Закручивали гайки всегда. Последнее время если и отличается чем от прошлого, то только тем, что сейчас на требования законодательства просто перестали обращать внимание. Оно (законодательство) просто отброшено за ненадобностью. Сейчас действуют другими методами.
А что касается сценариев…
В теории игр есть фундаментальная теорема: в игре с партнером, который пользуется случайной стратегией, никакая ваша детерминированная стратегия не гарантирует выигрыша. То есть против партнера со случайной стратегией можно играть только случайным образом. А сценарии это детерминированная стратегия. Учитывая, что налоговики играют по случайной стратегии (никогда не знаешь, что от них ждать), какой бы вы сценарий не выбрали, выигрыша это не гарантирует. А отказываться от права на НК (стопроцентно теряя сегодня и здесь реальные живые деньги) ради предупреждения возможности потерь в будущем (потерь отнюдь не со стопроцентной вероятностью) на мой взгляд, не совсем правильно.

В любом случае, спасибо за разговор. Приятно было с Вами пообщаться.

Пред.След.

Вернуться в НДС

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1